Например, ребёнок гулил, но лепет не появился. Или гулил, лепетал, произносил лепетные слова, понимает слова и фразы, но так и не использует их сам. В обоих случаях очевидно, что что-то нарушилось - прогресса нет, может сформироваться задержка речевого развития. Со временем отставание будет всё более явным и будет проявляться не только отсутствием речи, но и отклонениями в поведении.
Речевые нарушения сказываются на общем развитии ребёнка, на других сторонах психического развития, не позволяют ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познавательную деятельность, ухудшают эмоционально-психическое состояние ребёнка.
В первую очередь ребёнок должен регулярно проходить осмотры детским неврологом, который оценит особенности доречевого развития, обратит внимание родителей на имеющиеся предпосылки и риски, степень выраженности речевой задержки, уровень моторного и психического развития, назначит, если того требует ситуация, дополнительные обследования.
Отталкиваясь от истории развития ребёнка и результатов обследований, врач определяет коррекционный маршрут.
Успешная коррекция патологии включает в себя: сопровождение невролога, своевременное вмешательство и комплексный подход. В комплексном подходе важнейшую роль играет взаимосвязь и согласованность между специалистами, имеющими единое целостное видение коррекционной работы.