У Вашего ребенка ЗРР, алалия, ОНР?
01.10.2017
Логоритмика
13.12.2017

Заикание

Заикание – это дискоординаторное судорожное нарушение речи, возникающее в процессе общения по типу системного речедвигательного невроза и проявляющееся в нейромоторном дефекте.
В современной психофизиологии показано, что речеобразование является высоко распределенной системой, которая, кроме традиционных речевых, в т.ч. речемоторных областей, включает островковую долю левого полушария, участвующую в планировании речевой артикуляции и систему билатерального моторного контроля мускулатуры речепроизносительного аппарата в двух полушариях. Эти подсистемы взаимодействуют с другими системами регуляции общей и речевой моторики, включая дополнительную моторную область. Эта система способна к точной синхронизации артикуляторных движений и акустических переходов в несколько миллисекунд. Специфические нарушения в этой сверхсложной функциональной системе и порождают такой дефект речи, как заикание.
Феномен заикания связан с действием двух основополагающих факторов: билатеральной симметрии (существование двух идентичных центров речи в правом и левом полушариях) и специфичности «левонаправленной» асимметрии межполушарных отношений, заключающейся в большей выраженности у заикающихся в сравнении с нормально говорящими влияния правого полушария на левое. Это обусловливает возникновение двух одинаковых, но значительно сдвинутых во времени речевых импульсов, определяющих диссонанс в работе исполнительного речевого аппарата.
Самой распространенной типологией заикания является его деление на невротическое и неврозоподобное. Подразумевается, что невротическое (функциональное) заикание возникает на основании общей слабости нервной деятельности и имеет более «психологический», внешний характер, в то время как неврозоподобное (органическое) заикание возникает как следствие серьезного дефекта в работе мозга и носит более «медицинский, биологический», внутренний, чем «психологический» характер. Однако на практике очень часто отмечается смешанная клиническая картина речевой патологии при заикании, причем особенно трудно дифференцировать эти две формы во взрослом возрасте.
Личностная составляющая синдрома заикания представлена как надстройка над ядром основного заболевания и определяется как вторичный невроз заикания. Речевые нарушения при этом выступают как «верхушка айсберга», тогда как большая его часть – личностные невротические особенности зачастую находятся в скрытом состоянии и остро проявляются в коммуникативных ситуациях. Многочисленные исследования психологического аспекта заикания показывают, что заикание как психологическая проблема – прежде всего нарушение системы общения, приводящее к изменениям личности заикающегося. Cугубо коммуникативный характер заикания приводит к глубокому нарушению процесса коммуникации в ряде звеньев: эмоциональном (появление логофобии), когнитивном (в искажении понимания и оценки коммуникативной ситуации и представления о себе самом как субъекте общения) и поведенческом (избегание ряда ситуаций, сужение круга контактов).
В коррекции заикания обычно используются две эффективные методики – методика групповой семейной логопсихотерапии (единство психолого-педагогического, логопедического и психотерапевтического воздействия) и методика устойчивой нормализации речи (способ коррекции заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующей ритмико-интонационный рисунок фразы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *