Знания трехлетнего ребенка
01.10.2017

Сенсорная интеграция от А до Я

       Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, который организует ощущения как от собственного тела, так и ощущения, возникающие в результате внешних воздействий, и делает возможным использование тела в конкретной ситуации.
Теория сенсорной интеграции – теория о взаимосвязи мозга и поведения. Ценность теории состоит в том, что она помогает объяснять, планировать и прогнозировать. Теория сенсорной интеграции применяется, чтобы:
Объяснить, почему конкретный человек ведет себя так, а не иначе;
Спланировать коррекцию, направленную на преодоление определенных трудностей;
Спрогнозировать, как в результате коррекции будет изменяться поведение.
Теория сенсорной интеграции состоит из трех компонентов. Первый имеет отношение к развитию и описывает то, как обычно протекает сенсорная интеграция; второй описывает дисфункцию сенсорной интеграции; третий определяет содержание коррекционных программ.
Умение интегрировать всю поступающую в мозг сенсорную информацию имеет огромное значение в первую очередь для адаптации ребенка во внешней среде, а также для усиления внутренней потребности (мотивации) участвовать в чем – либо, искать новые впечатления, справляться с новыми задачами. При наличии признаков нарушения центральной обработки всех поступающих ощущений возникает дисфункция сенсорной интеграции.
Существуют два основных типа дисфункции сенсорной интеграции:

  • Недостаточность праксиса;
  • Недостаточность сенсорной модуляции.

Недостаточность праксиса ведет к появлению диспраксии, т.е. нарушению планирования моторных действий, которое связано скорее всего с проблемами развития в онтогенезе, нежели носит приобретенный характер. В свою очередь диспраксия бывает трех видов:
Сенсорно – интегративно обусловленная диспраксия – нарушение практической деятельности, в основе которого лежит недостаточность переработки сенсорной информации;
Соматодиспраксия – тип сенсорно – интегративно обусловленной диспраксии, при которой имеют место проявления ослабленности переработки, по крайней мере, соматосенсорной информации;
Нарушение двусторонней интеграции и развертывания последовательности движений – сенсорно – интегративная диспраксия, при которой имеют место признаки дефицита переработки вестибулярной и проприоцептивной информации.
Недостаточность сенсорной модуляции ведет к возникновению сенсорно – модуляторной дисфункции (СМД) – тип сенсорно – интегративной дисфункции, когда в ответ на сенсорное воздействие, идущее от тела или из окружающей среды, дается слишком слабая или слишком сильная реакция, т.е. имеет место несоответствие между требованиями внешнего мира и свойствами, присущими самому человеку. СМД представлена следующими параметрами:
Тактильная защита – нарушение в работе системы подавления поведенческих ответов, которое приводит к появлению неадекватной поведенческой реакции (избегание прикосновений, реакции отвращения на тактильные стимулы, отталкивание при тактильном контакте и др.);
Непереносимость вестибулярных и проприоцептивных воздействий – гиперреактивность в виде тошноты, рвоты, головокружения и других дискомфортных ощущений, связанных со стимуляцией вегетативной нервной системы;
Гравитационная неуверенность – чрезмерные эмоциональные реакции или страх, интенсивность которых не соответствует угрозе или реальной опасности, связанным с действием вестибулярно – проприоцептивных стимулов или положением тела в пространстве;
Вестибулярная и проприоцептивная гипореактивность – нарушение, при котором ребенок старается получить интенсивные проприоцептивные ощущения, при этом их стиль взаимодействия может казаться агрессивным, а их движения выглядеть неловкими.
Коррекция дисфункции сенсорной интеграции применима в следующих случаях:

  • Задержка психического развития;
  • Задержка речевого развития;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • ДЦП;
  • Первазивные расстройства развития и д.р.

Коррекция дисфункции сенсорной интеграции предполагает работу, направленную на усиление активности сенсорных ощущений, что целесообразно применять при гипореактивности. При гиперреактивности, например, непереносимости движений, используются методы, направленные на снижение сенсорной защиты.
Коррекционная работа с гравитационной неуверенностью сосредоточена на таких видах активности, которые дают усиленные проприоцептивные и вестибулярные ощущенния, связанные с линейным перемещением, т.е. те виды активности, которые не вызывают страх у ребенка.
Нарушения праксиса ведут за собой недостаточность различения сенсорных стимулов, которые носят устойчивый характер при отсутствии коррекционных мер. Коррекция при таком виде недостаточности направлена на повышение уровня различения вестибулярных и проприоцептивных ощущений, на преодоление дефицита схемы тела, балансных реакций, т.е. используются те виды активности, в которых присутствуют перемещения и сопротивление перемещениям.
Коррекция при постуральной недостаточности у лиц с вестибулярной и проприоцептивной дисфункцией направлена на развитие тонического постурального сгибания, тонического разгибания, развитие умения объединить эти действия в единую серию движений для осуществления того или иного двигательного акта, а также развитие баланса сгибания и разгибания при выполнении чередующихся движений.
Коррекция при сенсорно интегративно обусловленной диспраксии направлена на развитие идеации, т.е. способности самостоятельно инициировать и направлять действия, связанные с тем или иным предметом, развитие способности скоординировано действовать левой и правой частями тела, а также на умение осуществлять самостоятельно заданные последовательности движений.
В работе с соматодиспраксией мы часто обращаем внимание на такие действия, в которых участвует все тело целиком, не требующие сложного моторного планирования. К таким действиям относятся: движения в ответ на сопротивление, что позволяет улучшить понимание схемы тела, а также освоение новых или не до конца освоенных задач.

Комментарии закрыты.